Решение парадоксальных задач открытого типа
Год основания: 2014
Лидер Школы мышления
Муромцев Олег Олегович
Один из соавторов и ведущих практики группового мышления и школ развития ЭШЭР. Спикер, ведущий и участник российских и международных образовательных конференций и проектных сессий по вопросам будущего образования. Входит в команду организаторов международного образовательного движения GEF/Protopia Labs. Руководитель направления «Человеческий капитал» в бизнес-инкубаторе «Ингрия», концепт-методист Института Широкополосного Образования «Метаверситет», музыкант.
...Люди не любят и плохо умеют претворять в жизнь чужие идеи и решения. Особенно тяжело это дается тем, кто действительно меняет мир, порождая новое. Поэтому так важно уметь мыслить о мире не в одиночку. Действительно глубокое совместное мышление дает шанс на осознанный выбор направлений нашего развития. Особенно сегодня, когда всю сложность и динамичность реальности не способно удержать мышление одного человека. Необходимо придумать способы осознанного управления в мире, в котором скорость самостоятельного изменения основополагающих систем существенно превышает скорость, с которой люди способны исследовать эти системы.
— Муромцев О.О.
Общее описание
Основные методологические принципы:
Технология решения парадоксальных задач открытого типа — это сложившаяся практика группового мышления, обладающая как большим образовательным потенциалом, так и ценностью собственно результативного мышления, направленного на разрешение глубоких онтологических противоречий, определяющих ключевые проблемы человеческой цивилизации, культуры, общества. Любое противоречие, проблема может быть переведено в формулировку парадоксальной задачи и решено. В результате будут обнаружены сущностные (а не поверхностные) черты проблемы и получены разнообразные решения. При освоении и использовании подхода особое внимание уделяется содержательному взаимодействию участников, как в групповой работе, так и на конференциях, с целью превращения обоих процессов в коллективное мышление высокого уровня сложности и продуктивности. В самом процессе решения отдельный фокус делается на работе с моделями, междисциплинарности, способности корректно и эффективно переносить понятия и ментальные конструкты в неожиданные контексты и на понимании связи онтологических оснований мышления с его продуктивностью и границами применимости полученных результатов.
Парадоксальная задача открытого типа, как правило, подразумевает моделирование мира. При этом особенность ее такова, что при построении мира неизбежно наталкиваешься на противоречие, возникающее при сохранении правильности хода рассуждений. Поэтому, чтобы сдвинуться с этого места, приходится разбираться: «А что это такое?», «А откуда я это знаю?» и т.д. Таким образом, внутри группы зарождается интенсивный диалог, в котором разбираются базовые для этой задачи понятия, проверяются на прочность установки, сталкиваются картины мира, и на этой энергии рождаются уже свои личные понимания. И из этого нового поля смыслов и значений собирается решение задачи. После сборки решения проводится конференция — группы по очереди представляют свою модель, и происходит ее обсуждение. Зачастую итоговое решение удерживается только группой целиком, и это отдельная задача для докладчика — смочь самому удержать весь новый, возникший буквально только что контекст, и донести его до слушающих. А для них, в свою очередь, стоит другая задача — уловить и понять логику решавшей группы и воспринимать предлагаемую модель из этой логики.
После такой работы оказывается, что обсужденные понятия стали для участников «объемными», что теперь это не набор вложенных в них установок и стереотипов, а их собственное понимание, рожденное через опыт и открытие. При этом с опорой на эти результаты они способны эффективно входить в процесс совместного мышления с другими участниками.

После такой работы оказывается, что обсужденные понятия стали для участников «объемными», что теперь это не набор вложенных в них установок и стереотипов, а их собственное понимание, рожденное через опыт и открытие. При этом с опорой на эти результаты они способны эффективно входить в процесс совместного мышления с другими участниками.
История создания
Нооген — это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г. П. Щедровицким организационно-деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).

Педагогическая группа «Нооген» возникла в 1988 году в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как «Рождающий разум». Нооген является технологией дополнительного образования и применяется для выездных интенсивных школ.

«…В 1988 — 1989 гг. в Краевой летней школе произошло объединение научных сотрудников СО АН СССР, преподавателей и студентов Красноярского университета вокруг идеи создания новой, неклассической педагогической практики. Основным принципом этой практики полагалось развитие и учителя и ученика в совместном решении задач, которые не только не решены современной наукой, но еще и не сформулированы как задачи. Такие специально создаваемые (в режиме инсайта) и особым образом сформулированные задачи стали называться «ноогеновскими»…»

Кроме разработанных в среде методологов ОДИ, в технологию нооген также органично влились некоторые элементы, принципы и инструменты ТРИЗ (в особенности по работе с противоречиями в системах), которые со временем претерпели изменения внутри практики нооген.

Летом 2006 года несколько участников будущей творческой группы ЭШЭР из Санкт-Петербурга поехали на подростковую летнюю школу развития «Нооген» (Новосибирская версия, руководитель — Г. З. Асиньяров) в составе команды ведущих. Впечатленные подходом и технологией, найдя в лице команды «Нооген» единомышленников в вопросах развития мышления, они организовали и провели осеннюю школу «Нооген» в Ленинградской области, пригласив на неё коллег, занимающихся образованием и человеческим развитием. Далее последовала череда совместных выездных школ развития «Нооген» с новосибирцами, в состав команд которых входило немало педагогов и практиков развития и мышления из Петербурга, относящихся на тот момент к нескольким деятельным средам разной направленности.

Уже в 2007 году сложившаяся, в том числе, благодаря работе на ноогеновских выездах команда самостоятельно провела первую выездную Экспериментальную Школу Эволюционного Развития (ЭШЭР) для подростков. Участники команды ЭШЭР привносили в формирование подхода ценные элементы из их предыдущего опыта научно-исследовательской деятельности, театральной режиссуры, тренингов и практик осознанного развития, философских практик, ОДИ, ролевых и ситуационных игр, опыта социотехнических исследований и деятельности. В ядро команды этого периода входили Дмитрий Захаров, Алена Сурикова, Олег Муромцев, Игорь и Илья Хайкины (первые трое и сегодня в составе сильно расширившегося ядра команды ЭШЭР).

С 2014 году были возобновлены подростковые выездные школы. В это же время в команду начали входить и постепенно становиться равноправной и равномощной частью основного ядра «выпускники» подростковых школ первого цикла. Практика явно сложилась, стала устойчивой. С тех пор проводится 3-4 подростковых и 2 взрослых школы в год, помимо большого числа других проектов, применяющих элементы технологии для проектирования деятельности и решения сложных задач. Существенная часть этих проектов ведется в рамках деятельности образовательного сообщества Метаверситет СПб, ядро которого сильно пересекается с командой ЭШЭР.
Область применения и типы решаемых задач
  1. Образовательный процесс: обучение. Формирование мышления и умения работать в группе в проактивной позиции.
  2. Трансформационный процесс: развитие. Проработка сложных тем, преодоление ограничивающих убеждений, появление нового ракурса, "смещение";
  3. Порождающий процесс: деятельность. Объединение специалистов из разных сфер вокруг общей значимой темы, генерация идей проектов
Типы решаемых задач
  • Глубокие онтологические противоречия, лежащие в основании самых трудно разрешимых проблем человеческой цивилизации, культуры, общества, упирающиеся в ригидность и/или внутреннюю несогласованность картин мира.
  • Системные кризисы и проблемы в сферах человеческой деятельности, накопивших критический объем цивилизационных, культурных, экономических и социальных решений предыдущих эпох, которые деструктивно инертны по отношению к развитию в меняющемся мире.
  • Порождение моделей сложных, системно целостных миров и возможных сюжетов и сценариев в них применительно к футурологической деятельности, творчеству (киносценарии, книги и т.п.) и играм в широком смысле понятия (образовательным, ролевым, компьютерной игровой индустрии).
  • Задачи на принципиальное глубокое реструктурирование деятельности.
  • Разработка идей проектов по решению социальных проблем.
  • Задачи на индивидуальное и групповое развитие, требующие изменения картины мира и глубоких оснований и паттернов мышления.
  • Проблемы в осознанном выстраивании эффективного группового мышления, в соотнесении и синтезе результатов мышления групп, опирающихся на разные основания.
  • Образовательные задачи по постановке строгого мышления в аспекте моделирования, построения системных связей, работы с парадоксами, синтеза.
Компетенции, которые развивает школа
  • Развить умения человека мыслить в группе и вместе с группой (блок задач);
  • Развитие компетенции группы мыслить вместе и приходить к инсайтам (блок задач);
  • Развитие компетенций ведущего/координатора группового мышления (блок задач);
  • У максимального числа участников сформировать компетенции;
  • Преобразовывать затруднение (вопрос без ответа, затруднение, проблему) в задачу открытого типа;
  • Решать задачи открытого типа группой;
  • Осознавать процесс группового мышления (Рефлексия группового процесса с опорой на роли);
  • Совместно структурировать процесс группового мышления и управлять им.
Источники
  1. Возможные миры. Практика творческого мышления. М.: «Интерпракс». Написана и издана при поддержке фонда «Культурная инициатива», программа «Обновление гуманитарного образования в России», грант №685, 1993—1994гг.
  2. Рождение разума: знаки пути. Красноярск.: Издательский центр Красноярского госуниверситета. Работа выполнена при поддержке Института «Открытое общество», программа «Высшее образование», грант №3221, 1997—1998гг.
  3. Летние школы НооГен: образовательный экстрим. М.: Эврика, 2005.-240с. — серия «Библиотека культурно-образовательных инициатив». Серия подготовлена и издана в рамках направления «Федеральные экспериментальные площадки для апробации новой структуры и содержания общего образования» Федеральной программы развития образования Министерства образования и науки РФ на 2005г.
  4. Образование за пределами обыденного: Событие действия, событие учения, событие себя. М., 2016 г.
  5. 5. Михаил Кларин. Инновационные модели образования. М., 2016. Стр. 421 — 429. Учеба с азартом: хрестоматия мотивирующих внеурочных форматов образования (из опыта группы «НооГен»). Спб, 2014 г.
  6. Существенную часть истоков наш подход берет из технологии «Нооген», прочесть о которой можно здесь: http://bit.ly/noogen Несколько примеров парадоксальных задач и рекомендации к размышлению над ними: http://esher.su/task
Made on
Tilda